О наболевшем | Изюминка

О наболевшем

Как с наименьшими потерями выйти из дома?

В государственных детских садах мало внимания уделяется вопросам, связанным с времяпрепровождением ребенка дома. А ведь это не маловажный момент – тесное взаимодействие семьи и воспитателей при выработке определенных навыков у детей. Мы очень рады, что родители воспитанников нашего чудесного частного детского сада «Изюминка» обращаются к нам с вопросами и мы с удовольствием на них отвечаем!

Вы собираете сына или дочку в сад или школу. Торопитесь. А ребенок по полчаса надевает один носок. Или не может оторваться от игры и постоянно просит еще чуточку. Вы начинаете Чадо торопить, мол, давай уже, опаздываем же! Чадо говорит – ага! – и через пять минут натянут второй носок. Вы смотрите на часы и понимаете, что уже действительно задерживаетесь туда, где Вас ждут. И чувствуете раздражение. И думаете: «Ну как же так? Неужели он/она не понимает? Я же просила!». В результате испорченное настроение и Вам и любимому Чаду. И Вам вдогонку чувство вины. А главное – Вы все равно приехали на место работы позже, чем планировали.
Знакомо?

Тогда эта статья для Вас.

И так, давайте разберемся:
1. Почему дети так себя ведут?
2. Что с этим можно сделать?
1. Почему дети так себя ведут?

Во-первых это абсолютно нормально. Во-вторых это необходимо. Для ребенка дошкольного или младшего школьного возраста игра – очень важный процесс. По мнению Л. С. Выгодского, игра содержит в себе все тенденции развития дошкольника, она — источник развития и создает зоны ближайшего развития, за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего характера. Точно так же, как нам подобрать одежду, накраситься и собраться – ребенку необходимо «проиграть» какие-то не до конца отработанные за вчера в социуме эмоции и построить модель взаимоотношений на сегодня. Это может быть предметная игра или проигрывание ситуации в голове. Это может быть игра, которая для Вас совсем не связана с взаимоотношениями и реальными ситуациями. Но для ребенка это пространство фантазий и метафор. Это пространство свободы – там ваше чадо может зажигать и гасить солнце, и творить. И более того, ребенок никогда не поймет, что Вы злитесь не на него, а на ситуацию в которой Вы с ним оказались. А почему, кто здесь главный? Вы. Вам следовало это предусмотреть и принять меры для того, чтобы ее избежать. Но какие можно принять меры?
2. Что с этим делать?
Зная, что необходимо куда-то выходить, Вы можете заранее выделить минут пять-десять времени, что бы предложить ребенку поиграть с ним в его игру. Либо это уже сложившаяся игра, в которую он играет, либо можно предложить свою. Завершающим аккордом которой, в любом случае, станет то, что игрушки собираются на увлекательную прогулку/ в школу/ в сад/ на работу и пр. Этим способом Вы и готовите ребенка к входу из дома, и мотивируете его, так как ребенок, увлеченный игрой, захочет поучаствовать в ней самостоятельно.
Но если по какой-то причине, ситуация складывается не совсем так, как планировалось, первое, что следует сделать, когда вы поймали себя на том, что начинаете заводиться – это крепко ребенка обнять и извиниться, объяснив, что Вы расстроены тем, что рискуете опоздать на важное мероприятие, где Вас ждут. И предложить помочь одеться/убраться. Ведь в саду или школе, Ваше Чадо играет определенные социальные роли, в которых он – взрослый и самостоятельный. И ведь эта его работа по настоящему, как у нас, взрослых, отнимает много сил и нагружает нервную систему. А как, порой, хочется стать не помощником, а маленьким маминым солнышком, которому мама натягивает колготки, бросив все дела! На это уйдет те же минут пять драгоценного времени, которого на ссору уйдет гораздо больше.
Еще один не маловажный момент: в порыве эмоций мы склонны больше говорить не подумав, нежели высказываться взвешенно и разумно. Таким образом мы говорим первое, что приходит в голову, но это не всегда самая лучшая стратегия поведения. Очень важно давать своему ребенку правильные установки. Слова, сказанные на эмоциях, очень глубоко оседают в памяти. Вот список фраз-заменителей, которую я предлагаю вам распечатать и повесить там, где в чаще всего бываете, чтобы запомнить его и перепрограммировать себя.

• Не бегай по лужам. • Обойди лужу.
• Не кричи. • Говори тише.
• Не ешь быстро. • Прожевывай еду хорошенько.
• Снова беспорядок. • Уберись, пожалуйста.
•Сколько тебя еще ждать. •Нам пора уходить, попрощайся
• Куда полез. • Отойди/спустись, пожалуйста.
• Упадешь. • Будь аккуратен.
• Поскользнёшься. • Внимательней смотри под ноги.
• Промокнешь. • Возьми зонт/надень резиновые сапоги.
• Не беги. • Иди спокойным шагом.
• Не торопись. • Ты успеешь.
• Я тебе русским языком говорю! • Услышь меня, пожалуйста.
• Закругляйся. • Пора заканчивать, время вышло.
• Сколько можно говорить? • Мне пришлось повторить несколько раз, выполни мою просьбу, пожалуйста.
• Я уже не знаю, как с тобой разговаривать! • Давай найдем решение, которое устроит нас обоих.
• Ты что, глухой? • Услышь меня, пожалуйста.
• Ты что, слепой? • Обрати внимание на это, пожалуйста.

• Я же говорила, что так будет! • Извлеки из этой ситуации урок и больше не повторяй этих ошибок.
• У тебя не получится! • Попробуй, не попробуешь — не узнаешь.
• Я не знаю! • Давай попробуем найти ответ на этот вопрос вместе.
• Я тебя не понимаю! • Уточни еще раз, что ты имеешь в виду.
• Ты не прав! • Это твое мнение.
• Я сказала — НЕТ! • Я высказала свое мнение на этот счет, оно не изменится.

• А я не устала? • Я понимаю тебя, мы все устали.
• Закрой рот! • Я не смогу тебе помочь, потому что просто не слышу.
• Сейчас получишь! • Я очень огорчен и могу сказать или сделать то, о чем мы оба будем потом жалеть.
• Хватит мне мешать! • Займись пока своими делами, я освобожусь, и мы займемся кое-чем интересным!
• Ты что, с ума сошел? • Я неприятно удивлен твоим поступком!
• Это дорого! • Сегодня у нас запланированы другие покупки.
• На кого ты только похож! • Я тебя не узнаю сегодня.
• Вот когда я был ребенком, я не был таким как ты … • Ты можешь ошибаться и совершать ошибки, однако главное вынести из них урок и не повторять больше.
• В моем детстве этого не было! • Я был бы рад иметь в детстве такую игрушку!
• Хватит плакать из-за ерунды! • Я понимаю, для тебя это важно, давай подумаем, что можно сделать.
• Возьми себя в руки! • Если ты успокоишься, мы сможем придумать решение.
• Да кто с тобой будет дружить! • С кем ты хотел бы подружиться?
• Возьми себя в руки! • Тебе нужно успокоится, потом мы сможем поговорить.
• Ты меня обманываешь! • Мне очень важно, чтобы ты сказал правду, иначе я не смогу тебе больше доверять.
• Было бы, чем хвастаться! • Ты уверен, что этим можно гордиться?
• У всех дети, как дети… • Я люблю тебя несмотря ни на что, но иногда твое поведение очень меня огорчает!
• Неужели так сложно понять? • Что именно тебе не понятно в этом вопросе?
• Неблагодарный! • Мы очень стараемся, чтобы у тебя было все необходимое. И нас расстраивает твое отношение.
Автор статьи: Ирина Меркурьева (психолог «Изюминки»)

— Администратор